женщина с сигаретойПринято считать, что наиболее эффективное решение той или иной проблемы можно найти, используя аналитический подход, основанный на критическом анализе. Но жизнь показывает, что это не всегда так. Часто творческий поиск решения предметных, деловых, инженерных и прочих задач дает гораздо более интересный и совершенный результат.

Именно творческий процесс лег в основу понятия «design thinking» или «дизайн-мышление». Впервые этот термин использовал Г. Саймон в своей нашумевшей книге «Sciences of the Artificial», вышедшей в 1969 г. Там автор назвал дизайн – процессом трансформации реальных условий существования в желаемые, а дизайн-мышление – методом формирования лучшего будущего, направленного на поиск инновационных решений в различных сферах жизни.

Дизайн-мышление позволяется справляться с нестандартными задачами в условиях неопределенности. Одним из главных принципов этого подхода является ориентация на конечного пользователя, создание дизайна в первую очередь для него. А ценность способа заключается в возможности работы с «tacit knowledge» или «неявным знанием» потребителя, которые он сам не осознает.

5 этапов дизайн-мышления

В зависимости от задачи, можно проходить нижеперечисленные этапы по порядку или нет, возвращаться к предыдущим этапам столько раз, сколько это необходимо для получения идеального результата.

Этап №1. Эмпатия

девушка с кошкамиЭмпатия – это способность «влезть в шкуру» другого человека, взглянуть на мир его глазами, осознать его потребности, желания и, конечно же, проблемы. Необходимо вовлекаться в жизнь пользователя, тесно общаться с ним, «ощущать» его опыт.

Только полное погружение в реальность исследуемого потребителя поможет понять его на глубинном уровне, открыть отношения и ценности, неочевидные на первый взгляд. Иногда полученные инсайты могут оказаться очень неожиданными не только для исследователя, но и для самого пользователя.

Этап №2. Определение

дизайнеры обсуждают проектЗдесь анализируются все «находки» предыдущего этапа, отделяются конкретные потребности и формулируется задача, над которой идет вся последующая работа, определяется point-of-view (POV).

POV – это уникальное видение, сформированное на основании найденных на этапе эмпатии «озарений» и задающее направление дальнейшей деятельности.

POV задает фокус и является критерием для сравнения идей, вдохновляет команду на мозговые штурмы и ограждает её от попыток найти решение «для всего сразу». POV позволяет каждому из участников работать независимо на достижение общей цели.

Этап №3. Поиск идеи

поиск дизайнерской идеиНа этом этапе работы необходимо сгенерировать как можно больше самых разных идей для решения поставленной задачи. Причем сначала лучше эти идеи «напридумать» и только потом производить их оценку.

Требуется выбросить из головы очевидные решения и попробовать подойти к ситуации со всех сторон, думать вне шаблонов и накатанных схем. За счет огромного разнообразия и количества идей создаются все условия для увеличения потенциала инновационности полученного решения.

Этап №4. Прототипирование

создание прототипа сайтаЭтап, когда лучшие идеи находят свое первое воплощение в реальности. И, возможно, сначала это будут грубые сырые образцы. Но они невероятно ценны, так как позволяют быстро получить обратную связь для последующего улучшения продукта, интерфейса, сценария поведения и т.д.

Прототипы нужны для проверки функциональности идеи. Кроме того, они позволяют устранить недопонимание и двусмысленность, протестировать решение без серьезных финансовых вложений, начать диалог с пользователем, разделить крупную задачу на переменные, чтобы решать ее частями.

Этап №5. Тестирование

тестирование сайтаЭтап позволяет усовершенствовать прототип, доработать его, что иногда означает: начать с самого начала.

Тестирование – еще одна отличная возможность понаблюдать за пользователем и, вдруг, обнаружить новые инсайты.

И это прекрасный способ проверить POV, ведь может статься, что не только решение неправильное, но и сама задача поставлена неверно.

7 принципов дизайн-мышления

Для достижения впечатляющих результатов, на каждом из вышеперечисленных этапов важно придерживаться этих принципов:

  1. Фокус на ценностях. Только искренне проявляя эмпатию к людям и получая от них обратную связь, можно создать по-настоящему качественный дизайн, даже если вы только учитесь, посещая курсы дизайна;
  2. Трижды «да» эксперименту! Создание прототипа – это не только проверка решения, но еще и способ самообучения, размышления;
  3. Глаза боятся, а руки делают. Несмотря на название, дизайн-мышление – это что-то про работу руками. Меньше болтать, а больше делать;
  4. Не надо рассказывать, лучше покажи. Для донесения своего видения можно и нужно использовать иллюстрации, образы, истории и т.п.;
  5. Точно в цель. Важный момент – верно определить суть проблемы, чтобы ни у кого из участников команды не возникло недопонимания;
  6. Не теряться в процессе. Необходимо отдавать себе отчет, на каком этапе вы сейчас находитесь, какие методы применяете и к чему стремитесь прийти;
  7. Одна голова хорошо, а две – лучше. Известно, что 5 человек в течение 1 дня генерируют большее количество отличных идей, чем 1 человек за 5 дней. Соберите классную команду, умеющую мыслить нестандартно и инновационно. И, в идеале, чтобы каждый из участников имел свое видение и свою точку зрения. Тогда вам откроется по-настоящему прорывное решение!

Чем бы вы ни занимались, вы можете применять дизайн-мышление для решения множества задач. А если хотите получить новые знания или дать их своим сотрудникам, приглашаем в наш учебный центр, где вас уже ждут доброжелательные учителя и опытные наставники.